ИНТЕРЕСНЫЙ_БЛОГ_ЛесякаРу все записи автора
Как бы не грустил и не жаловался "батька" Кирилл (по аналогии с "папой" Франциском), а всё больше людей интересуются "язычеством", или (если кому-то не нравится это слово) дохристианской верой наших и не только наших предков... Значит что -то поломалось в русском православии, если даже от него, густо разбавленного "языческими" обрядами и приметами уходит "паства".
Причем, по словам самого "папы" Кирилла, не хотят доверять свои души церкви служивые силовых ведомств, где бывает очень тонка грань жизни и смерти, спортсмены("в здоровом теле - здоровый дух")... Если кто -то не в курсе, приведу его слова:
" Когда мы стали получать информацию о том, что среди спортсменов сейчас становятся популярными некоторые языческие воззрения, то вначале отнеслись к этому как к некой странности, абсолютному исключению из правил. А потом, после того как был собран большой объем информации, мы поняли, что как в спортивной среде, так и среди военнослужащих, особенно тех, которые работают в сфере специальных операций (где присутствует постоянный риск для жизни), становятся популярными среди определенной части спортсменов и военнослужащих языческие идеи, идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку", — заявил предстоятель Русской церкви на заседании Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта.На это, подчеркнул он, нельзя смотреть безразлично. Потому что спортсмены и участвующие "в опасных для жизни военных операциях защитники Отечества" нуждаются в духовной поддержке. К тому же если они будут "мотивировать себя языческим мировоззрением, языческими культами", то "ничего хорошего из этого не выйдет".
Как отметил патриарх, бездействие со стороны Церкви приводит к тому, что пропаганда здорового образа жизни "нередко превращается в возрождение языческих культов, в том числе языческого отношения к человеческому телу".
Грусть его понятна - паства уходит, доходы падают и даже массовое строительство храмов не помогает...
Так скоро и часы придется носить китайские, рублей так за 200 и на самокат пересаживаться с личного самолета, а настоятели монастырской братии и сестрии перейдут на воду и сухари...
А как удобно пасти и доить "стадо Божье", покупать себе Мерседесы и прочие "грешные сатанинские" вещи, как например настоятельница Покровского женского монастыря игуменья Феофания, купившая Мерседес за 10 миллионов, интересно, где же она взяла такую сумму?
Наверное с небес послали ? Ясно, что в "верхушке" церкви это в порядке вещей, просто кто-то уже обнаглел, а кто-то прикидывается "несчастным сиротой", лицемерно вещая о сдержанности в помыслах и материальных благах...
Это ж какой подвиг - знать, что погряз во всех грехах, но продолжать испытывать душу греховными вещами и помыслами !😉😎
Особенно тошно это видеть на фоне постоянных просьб несчастных родителей больных детей, о средствах на лечение !
Гореть этой "матушке" и подобным ей, там, откуда они и явились в этот мир !
Так может поэтому и отворачивается паства ? И тут уже не помогут истово крестящиеся В.В. и Ш...у и даже внесение в Конституцию известной "поправки о Боге"...
Теперь к теме неоязычества. Адепты христианской церкви усиленно, с первых дней насильственного навязывания новой веры на Руси, уничтожали всё, что касалось веры дохристианской, поэтому любая информация о "язычестве" представляет интерес даже просто с исторической точки зрения.
На эту тему и предлагаю статью кандидата исторических наук, доцента Р.В.Шиженского...
Прошу несогласных с ЕГО работой не переносить "праведный" гнев на голову автора канала, как я уже писал - статьи на канале разные , даже с самым противоположным мнением...
Р.В. Шиженский
ЖРЕЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ.
С появлением в России в 70-х гг. прошлого столетия первых неоязыческих групп, ведущим, направляющим компонентом в последних становится иерархическая сообщность людей называемых «волхвами», «жрецами», «кобниками», «ведунами» и т.д. Позиции «нового жречества» укрепляются, популяризируются в конце XX – начале XXI в. одновременно с ростом родноверческого движения в целом.
Вместе с тем современному исследователю достаточно сложно познакомиться с основами мировосприятия, ритуалом, функциональным багажом жреческого сообщества в силу изолированности, «закрытости» некоторых языческих общин, скудности информации. Однако данные родноверческой печати, сообщения, размещенные общинами в сети Интернет, все же позволяют составить общий портрет жреческо-волховской «касты» современной России.
Основы родноверческой религиозной этики изложены в так называемых «Обрядниках» – сборниках текстов, составленных лидерами неоязыческого жреческого движения. Эти тексты можно условно разделить на две составляющие: «Славления» – стихотворные молитвы, обращенные к конкретным богам (Роду, Велесу, Перуну), читаемые волхвами во время праздников (свадьба, Перунов день, Купала); «кодекс действий» жрецов, руководящих проведением обряда.
Рассмотрим обрядовые функции языческих священников, основываясь на данных «Обрядника» волхва русско-славянской родноверческой общины «Родолюбие» – Велеслава.
Перед проведением праздника (обряда) жрец готовит место будущего действа: восстанавливает капищную ограду, границы требища (места отведенного для принесения жертв), борозд, отделяющих капище от требища; указывает место, где должен быть разбит походный лагерь.
Жрец отвечает за подготовку хозяйственной части: жрецы готовят капище, вывешивают хоругви, приводят в порядок обрядную утварь; выбирают форму и размер обрядного костра.
Ответственность жреца распространяется и на поведение участников обряда: жрецы должны поститься до начала обряда не менее 24 часов (за исключением особых случаев, например боевых либо походных);
употребление спиртного разрешается только по знаку жреца; запреты, налагаемые на участников праздника (моления): находясь в пределах капища или требища, запрещено сквернословить, курить, втыкать холодное оружие в землю, плевать на землю и в огонь, заходить без необходимости на капище, без дела прикасаться к чурам богов, священной утвари, шуметь, дурачиться, устраивать потасовки.
Функции жрецов непосредственно во время проведения обряда: жрец(глашатый) оповещает о начале действа; волхв напоминает собравшимся о сути и особенностях обряда; жрецы освящают место; волхвы произносят кощуны (священные тексты-песни); разжигают огонь; произносят «зачин»; славят богов и приносят жертвы (требы); руководят хороводом и круговой братиной; в особых случаях освящают обрядовый поединок; благодарят богов за их дары.
Помимо наставлений по практике проведения обрядов будущим волхвам «Обрядник» содержит сведения, характеризующие служителей культа как особых «сверхлюдей». Так, во время «зачина» обряда:
«волхв, бия в бубен, сам как бы восхищается – возносится Духом-Собью вместе с Рарогом –Огненным Соколом, Вестником Божским до Неба…».
Согласно верованиям родноверов обрядовая пища, упавшая со стола, битая посуда принадлежат миру мертвых. Однако данный запрет не распространяется на волхвов – «сверхлюдей»:
«лиши волхвы кои средь живых – мертвы, а средь иных – живы, всяку пищу принять могут».
К двум основным, и возможно, самым распространенным обрядам, практикуемым современными волхвами, относятся обряд раскрещивания и обряд имянаречения. По мнению одного из представителей славянского родоверия волхва Богумила,
«обряд раскрещивания проводится для снятия с человека тех навьих чар, что накладываются на него во время крещения».
В некоторых общинах существуют ограничения для лиц, желающих пройти данное очищение. Так, в сверокавказской общине «Славянское наследие» раскрещенным может стать только славянин. Если у неофита отсутствуют славянские корни по отцовской и материнской линиям, то обряд не проводится. В случае посвящения полукровки решение имеет право принять все тот же «всесильный» жрец.
Перед описанием некоторых особенностей данного религиозного действа в различных неоязыческих объединениях следует привести слова одного из лидеров брянской славянской языческой общины «Свет Сварога», так характеризующего данный обряд:
« Этот обряд не является каноническим, и его исполнение зависит от конкретных людей. Самое главное уловить суть обряда и не обязательно следовать этому описанию во всех деталях, важно ухватить суть. Дальнейшее сделает сама Природа и ее Духи, а боги Руси помогут».
То есть, любой так называемый волхв может представить «процесс очищения» в интересующей его форме, преследуя свои моральные, политические, наконец, экономические интересы, ставя посвящаемого в конкретные «обрядовые» рамки.
Обряд, практикуемый в общине «волхвов Рода», условно можно разделить на две составляющие:
1) сам обряд «излома рабского ошейника»;
2) послеобрядовые действия, «подключающие» вновь рожденного язычника к природе.
В основе «раскрещивания», действия, безусловно, придуманного современными религиозными лидерами родноверов и не имеющего под собой исторической основы, лежит «обряд-перевертыш», скопированный с христианского «крещения» идеологических противников язычников.
Главным элементом действа является вода, в которую погружается очищающийся. Далее, по аналогии с христианской практикой, произносится «заговор»:
«Крещение от себя удаляю, рабский ошейник ломаю, я не раб, а внук богов Русских!».
Затем неофит должен собственноручно проколоть себе палец, выдавить несколько капель крови в воду и продолжить:
«Кровь Богов-Предков в моих жилах течет, Чистой Воде первозданность вернет!».
После данного монолога человек садится в ванну и произносит следующее «четверостишье»:
«Крещение вода причинить помогла, его же вода и смыть смогла!».
Посвящаемый погружается с головой в воду и держится под водой секунд двадцать, затем выныривает:
«Крещенный ушел, внук Богов Русских в природу вошел! Прими, Мать – природа (имя), услышьте Великие Древние Боги!».
Затем уже «готовый язычник» выходит из ванной (водоема), читает воззвания к богам и т.д. «Очищение» заканчивается подключением родновера к природе с помощью «магических предметов» – (мела, серпа), опять же крови и просьбы к богам об «усыновлении» адепта.
Другой вариант обряда практикуют волхвы общины «Щит Симаргла».
Священнослужитель, проводящий раскрещивание, усаживает посвящаемого на колени, на сено или ветки. Человек осеняется знамением Перуна, ритуальным ножом вокруг него очерчивается круг. По кругу, в соответствии со сторонами света ставят необходимые для обряда элементы – свечу, воду в блюдце, благовония, зерно в блюдце, символизирующие четыре стихии – огонь, воду, воздух и землю. Затем волхв омывает неофита чистой холодной водой и срывает с него старую рубашку.
После этого жрец очищает человека четырьмя стихиями с помощью наговора (просьбы-заклинания), обращенного к богам. После очищения прошедший обряд получает славянский оберег (в христианстве крестик), и волхв устанавливает над ним защиту. По аналогии с христианским знамением после каждой магической процедуры (после действия каждой стихии) человек осеняется знамением Перуна.
После жертвоприношений «вновь рожденный» совершает «психологическое закрепление» свершившегося. Эта процедура сводится к уничтожению христианских священных текстов: «Человек должен разрубить топором христианское писание».
После «освобождения» язычник обязан трижды помянуть «умершее предыдущее я» (свое христианское имя?) на третий, девятый и сороковой день.
В нашем распоряжении тексты другой неоязыческой общины «Свет Сварога». Остановимся лишь на некоторых особенностях обряда раскрещивания, практикуемых в этой брянской общине. Волхвы общины утверждают, что человек, решивший вернуться к вере своих предков, должен избавиться от христианства на трех уровнях: физическом, интеллектуальном и энергетическом.
Физический уровень очищения характеризуется отказом посещать церковные службы, соблюдать праздники, носить христианскую атрибутику.
По мнению родноверов, самым ответственным и сложным является второй этап очищения – интеллектуальный. Он наступает тогда, когда будущий язычник начинает понимать утопичность, вред христианского вероучения.
Третий этап – избавление от «энергетической зависимости» непосредственно включает в себя весь комплекс обрядовых действий, описанных ранее. Новым, по сравнению с предыдущими версиями раскрещивания, является своеобразный диалог волхва с посвящаемым, включающий следующие вопросы и ответы:
«1.Отрекаешься ли ты от церкви? – Отрекаюсь;
2.Отрекаешься ли ты от христианской троицы? – Отрекаюсь;
3.И от Иеговы отрекаешься? – Отрекаюсь;
4.И от Христа отрекаешься? – Отрекаюсь;
5.И от Святого духа отрекаешься? – Отрекаюсь;
6.И от матери Христа отрекаешься? – Отрекаюсь;
7.Не наложишь более на себя крест, смерть несущий? – Не нанесу;
8.Не встанешь более на колени перед богами заморскими? – Не встану; 9.Тверд ли ты в решении своем? – Тверд».
После «клятвы» волхв снимает «печати», которые накладывались при крещении, «залечивает» места, с которых снимали волосы во время пострига. Отметим, что важная процедура раскрещивания не имеет четко установленного стандарта, для нее характерна вариативность.
Примечательно, что количественный и персональный состав пантеона богов, к которому обращаются язычники современных общин при проведении одного и того же обряда, различен.
В общине «волхвов Рода» богов двадцать два. Заслуживает внимания и тот факт, что в разряд славянских богов, наряду с известными науке, попадают и вымышленные современными священниками родноверов персонажи: «Морок», «Блуд», «Ящер» и т.п.
Обнинская община «Триглав» во время раскрещивания славит трех богов: Сварога, Свентовида и Перуна.
«Щит Симаргла» почитает пять божеств: Симаргла-Сварожича, Велеса, Стрибога, Мать-Сыру Землю, Живую воду.
Таким образом, обряд раскрещивания, практикуемый современными славянскими языческими общинами, представляет собой абсолютно новое явление, характеризующееся, во-первых, частичным копированием и изменением христианского обряда крещения (использование воды в обрядовой практике, нательных оберегов, освящение посвящаемого знаками языческих богов и т.п.).
Во-вторых, многоэтапностью, относительной разработанностью, в некоторых случаях, зрелищностью обряда.
Отказом от прошлой (христианской) веры, непосредственно комплексом обрядовых действий, наговоров волхва, подключением неофита к новой (языческой) религии, наложением защиты на вновь обращенного.
В-третьих, вся смысловая нагрузка действия, как волхва, так и будущего адепта во время прохождения «обряда-перевертыша» пронизана крайне негативным отношением к христианской религии (само название обряда: «излом рабского ошейника», уничтожение христианских священных текстов).
Подобные попытки подавления, неприятие и унижение другой религии были в принципе недопустимы в политеистических обществах, как древнего мира, так и средневековья.
Не менее важным обрядом, проводимым волхвами в современных языческих организациях, является обряд принятия имени– «имянаречение».
По данным северокавказской общины «Славянское наследие», возможно объединение обрядов раскрещивания и имянаречения в один.
«В этом случае он проводится последовательно, начиная с раскрещивания и плавно переходя в обряд имянаречения, при совмещении этих обрядов круг [прочерченный жрецом ритуальным ножом] замыкается при первом, а размыкается после окончания второго обряда. В круг в этом случае с собой берутся три требы, рубаха старая, рубаха славянская с поясом».
Иное отношение к объединению этих обрядов высказывает волхв омской родноверческой общины Владимир:
«Обряд имянаречения – особый обряд, который перерождает человека путем дарования ему двух имен – одно взрослое – общинное, другое – тайное».
Сам обряд производится с абсолютно голым человеком в водах реки, только после того как человек «похоронит и помянет» свою старую жизнь.
Имянаречение – сакральный обряд. Он проводится без посторонних людей. В нем участвуют только жрецы и сам посвящаемый.
Верховода языческой общины «Путь Прави» предлагает другой вариант «принятия имени». Человек не отрывается, не изолируется от общины. Он встает перед входом в круг лицом к огню:
«Ведущий обряд говорит: «Мы нарекаем тебя именем (…)! Боги Русичей примут тебя под свою защиту и покровительство под именем (…)! Да будет так!»».
Затем неофит с ритуальной чашей представляется богам сам, просит их покровительства и силы и приносит жертву. «На выходе из круга община восклицает: «Слава (имя)! Слава Богам Русичей!»».
В данном обряде особо прослеживается ведущая роль жреца. В обнинской общине именно жрец выбирает срок проведения имянаречения, само имя (дарованное жрецу богами) вновь обретенного язычника. Наконец, только жрецы имеют право проводить и присутствовать на самом обряде.
Имянаречению, а главное роли, отводимой в этом действии жрецу, посвящена статья одного из членов Союза Славянских Общин – Крады (Ирины Волковой).
По мнению Крады, жрец, объявляющий общинникам новое имя посвященного, берет на себя роль родителей: «Тот, кто имя нарекает, выполняет роль отца». Связанно это с малым количеством славянских имен в семьях России и с религиозным выбором россиян.
Автор отмечает и сакральную роль жреца, сводящуюся в данном обряде к «отсеканию связи с христианским эгрегором». Для этого необходимо одновременное присутствие и действие в реальном и потустороннем мире, что под силу, естественно, только волхвам.
Также только волхвы могут наладить порвавшиеся духовные связи с предками:
«В обряде имянаречения необходимо душой достучаться до духахранителя… Люди за имянаречением к жрецу или волхву идут в том случае, если уверены, что у этого именно жреца есть духовная связь с предками по родной языческой вере».
Итак, при проведении как обряда раскрещивания, так и обряда принятия имени славянские неоязыческие общины придерживаются разных содержательных форм проведения религиозных действ. Ведущей, «стержневой» фигурой в обоих обрядах выступает фигура волхва-жреца, наделенного в ряде случаев неограниченными властно-идеологическими функциями.
Кроме того, именно волховское сословие современных славянских родноверческих общин сочиняет, «конструирует» рассмотренные обряды, придумывает атрибутику, вносит в них изменения, еще более запутывая и без того сложнейший клубок славянского язычества.
Опираясь на данные представителей неоязыческих организаций, а также людей, сочувствующих движению, можно выделить целый комплекс качеств, обладание которыми необходимо современному славянскому волхву.
Обязательным «минимумом» для будущего и тем более действующего жреца является сам факт признания его общиной. С этим согласно большинство родноверческих организаций: «Самое главное качество волхва… – уважение людей».
Кроме того, согласно «Русскому языческому манифесту», «волхв, в первую очередь, должен уметь понимать волю богов».
Как отмечают адепты язычества, жрец, в идеале, – это человек, посвятивший себя, свою жизнь служению богу.
«Все что жрец делает – он делает не для себя, но для старшего в роду его – для бога, тем самым становясь с ним единым».
Он обязан, помимо своих прямых обязанностей, определять проявление богов в природе, земных и небесных стихиях.
«Жрец должен не просто изучить внешние формы и обычаи, но и быть достаточно уверенным в силе и значимости проводимых ритуалов»
Также ряд представителей неоязыческих общин видят в волхве «наставника», учителя молодого поколения, которому можно довериться и открыться. По словам одного из идеологов политеизма В.Б. Авдеева,
«плоды хорошей языческой закалки под чутким руководством волхвов, обслуживающих, как заботливая нянька, все стороны жизни общества, до сих пор, невзирая на буйство христианской идеологии и изуверство большевизма, видны еще достаточно отчетливо».
Размышляя о «наставническом служении» волхвов, один из старейшин родноверческого движения Родослав (А.А. Зинченко) представляет волхвов древности как учителей и предсказателей. К ним обращались воины, мучимые вопросами бытия, жаждали предсказаний, твердо зная, что мудрый провидец сохранит тайну каждого, «рассудит бойца только перед богами».
Важным условием жизнедеятельности волхва в современных условиях, по мнению язычника Волкодава, является его образованность.
Ставя в пример православных священников, автор статьи «Размышления о язычестве» приводит минимум знаний, необходимых славянским родноверческим священникам.
Неоязыческий жрец должен владеть языками, риторикой, математикой, психологией, разбираться в догматике других религий, изучать их священные тексты.
Волхв обязан отлично знать историю своей страны, причем, как подчеркивает Волкодав, в том виде, в каком ее признает официальная наука, уметь вести аргументированную дискуссию. В целом схожих установок придерживаются и родноверы общины «Щит Симаргла».
Верховод общины Арий считает, что важнейшая задача современного волховского сословия заключается в разработке основ славянского любомудрия, боговединия, поиске и сохранении осколков традиции.
По мнению Родослава, волхвы-воины духа должны заниматься охраной «объектов жизнеобеспечения государства, органов власти и национальных святынь». Некоторые язычники идут еще дальше и, ссылаясь на известные только им исторические данные, заявляют, что положение жреца в славянской традиции изначально было выше положения князя (светской власти).
С укреплением княжеской власти, как отмечает Сергей Плеханов, жречество выступает против претензий князя на руководство обществом и защищает интересы институтов народоправия – веча, тинга.
В связи с такими заявлениями вполне объяснимы претензии идеологов политеизма на ведущую, «народообъединяющую» роль жрецов, готовых в любой момент поднять соплеменников на борьбу с антинародной (в понимании жрецов) неугодной властью. Как отмечал Авдеев:
«Жрец в многобожии учит человека индивидуальной свободе и активному сопротивлению светским властям в случае недовольства их политикой».
Итак, идеальный жрец, по мнению неоязыческих лидеров, это:
- самый уважаемый член общины;
- человек, способный разобраться в божественных посланиях, умеющий их трактовать;
- человек, полностью посвятивший себя служению богам;
- наставник молодого поколения, советчик;
- человек образованный, заботящийся о сохранении и изучении традиции;
- лидер, способный в случае необходимости защитить интересы своих последователей.