В современном мире электронного маркетинга важность качественной базы данных труд...
Рабочее зеркало казино Вавада 2024-2025 - (0)Vavada - известный онлайн ресурс и онлайн платформа для увлекательного времяпровождения...
VPS хостинг: что это, зачем нужен и как его выбрать? - (0)VPS хостинг: что это, зачем нужен и как его выбрать? Virtual Private Server (VP...
Новые горизонты ИИ: инновационные нейросети GPT-4, Midjourney и запуск ChatGPT 4.0 в Телеграм - (0)Нейросети (или искусственные нейронные сети) — это математические модели, вдохновле...
Рейтинг бюджетных электрических мясорубок: ТОП 3 лучших гаджета для кухни! - (0)Современный рынок бытовой техники богат выбором моделей разнообразных «помощников&raqu...
Санкт-Петербург эпохи "барокко": 8 мест, которые стоит посетить! |
Сегодня вспоминаем стиль барокко и лучшие постройки этого периода, среди которых — Зимний дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе и Смольный собор.
Архитектурный стиль барокко начал формироваться в России в конце XVII века и достиг своего апогея на русской почве именно в имперской столице. Первыми представителями этого течения в нашем городе стали выдающиеся зодчие Доменико Трезини, Жан-Батист Леблон и Джованни Мария Фонтана, которых Пётр специально «выписывал» из-за границы.
Основные черты барокко - это симметрия уравновешенность, использование ярких цветов при покраске фасадов, праздничность и даже выставленная напоказ роскошь.
Если при Петре и Анне Иоанновне русское барокко было довольно скромным, то веселая императрица Елизавета Петровна, взойдя на престол, сполна воплотила в архитектуре любовь к удовольствиям и развлечениям. Ее главным архитектором был Франческо Бартоломео Растрелли, который тяготел к исполинским масштабам, пышности внутреннего убранства и обильному использованию позолоты. В интерьерах елизаветинского правления использовались фантастические мотивы, обилие вычурных лепных и резных украшений, массивных зеркал и предметов, выполненных из хрусталя.
1) Летний дворец Петра I.
По праву эту постройку можно считать самым старым каменным зданием, сохранившимся в Петербурге. Двухэтажный дворец из четырнадцати комнат и двух кухонь был построен по проекту Доменико Трезини и является одним из самых ярких представителей «петровского барокко».
Здание прямоугольной формы с четырёхскатной крышей венчает флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши расположены водостоки в виде крылатых драконов, углы здания рустованы камнем, цоколь выполнен из тёсаного камня, окна декорированы наличниками.
Вход во дворец представляет собой портал из черного мрамора, над которым расположен барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями. Самым главным элементом украшения фасадов являются 29 барельефов на морскую тематику, которые расположены в рамках между окнами первого и второго этажей.
Место: Летний сад, наб. Кутузова, 2.
2) Петропавловский собор.
Собор начали строить 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Архитектором выступил Доменико Трезини.
По внешнему виду Петропавловский собор сильно отличается от традиционных православных или шатровых церквей. Прямоугольное здание храма вытягивается с запада на восток, напоминая тем самым постройки западноевропейской архитектуры. Внешний вид храма строгий, без излишества. Стены оформили плоскими колоннами и головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде разместили фреску художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад украсили с помощью шести пилястр с двух сторон от главного входа.
Основная часть собора, которая приковывает к нему внимание – это колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Над крышей же возвышается восьмигранная золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках.
На долгие годы колокольня стала своеобразным городским ориентиром, так как собор, высота которого— 122,5 метра, был самым высоким зданием в Петербурге.
Место: Петропавловская крепость.
3) Меншиковский дворец.
Строительство дворца для первого губернатора Петербурга Александра Меншикова началось в мае 1710 года по проекту Джованни Фонтаны и Готфрида Шеделя.
Так как дворец строили для столь влиятельной особы, не поскупились ни на дорогостоящие строительные материалы, привозимые из-за границы, ни на парадные залы и роскошные покои. Помимо этого, Меншиков коллекционировал предметы искусства, которые добавляли облику дворца дополнительные штрихи великолепия и праздничности.
Фасад здания подчеркнули пилястрами с каменными капителями и аттиком, а боковые ризалиты украсили с помощью вычурных фронтонов с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Вход во дворец акцентировали с помощью портика из деревянных колонн, а над ним сделали лоджию для оркестра, который встречал бравурными мелодиями прибывавших по Неве гостей. После постройки боковых двухэтажных флигелей и оранжерей с цветниками архитектурная композиция стала замкнутым четырёхугольником.
Под закат советской власти Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа, в котором располагается экспозиция истории России петровского времени.
Место: Университетская наб., 15.
4) Церковь Симеона и Анны.
Церковь строится в период с 1731 по 1734 года архитектором Михаилом Земцовым и его помощником Иваном Бланком.
Архитектора соединили черты русского церковного зодчества с приёмами западноевропейской архитектуры. Так, объем церкви составляет традиционный «восьмерик на четверике», а с запада примыкает трапезная с высокой колокольней над входом. Стены церкви и колокольни украшены элементами в стиле римско-дорического ордера, на ярусах колокольни и на барабане купола изображаются коринфские и ионические ордера. Чуть позже на колокольне установили куранты.
До начала XIX века храм считался придворным. В 1869 году в храме провели реставрационные работы, вследствие чего колокольню сделали выше, а храм и часовню расширили с трёх сторон, попутно сделав новый иконостас.
В 1938 году, в период борьбы власти с религией, храм был закрыт, а в 80-х годах его предназначили для нужд метеорологического музея. В 1991 году церкви вернули её историческое предназначение, а в январе 1995 года вновь осветили.
Место: Моховая ул., 48.
5) Сампсониевский собор.
До начала строительства в 1728 году около нынешнего собора был построен деревянный храм освящённый в 1710 году. Когда количество прихожан стало расти, а храм — неумолимо ветшать, был принято решении о строительстве нового каменного собора. Честь осуществить идею была отдана Карло Джузеппе Трезини и Михаилу Земцову.
К 1733 году была построена западная часть здания, после чего возведение храма было приостановлено. Работы продолжились только после того, как Петербургу вернули статус столицы, когда Анна Иоанновна взошла на престол и повелела московской знати переезжать обратно в град на Неве.
Собор представляет собой одноэтажное сооружение с известняковым цоколем и кирпичными стенами. Луковичные купола собора, расположенные близко к друг другу на «барабане», находятся в центре крыши, что отличает собор от других сооружений подобного типа.
Колокольня разделена на три яруса. Второй и третий украшены пилястрами тосканского ордера, а в нише располагается звонница с колоколом XVIII века. Колокольню завершает восьмигранный шатёр с ложными окнами, увенчанный луковичной маковкой с золочённым крестом.
В 1938 году собор был закрыт, а внутри разместили магазин готового платья. В 2000 году его открыли как музей, а после – в 2010 году, осветили и стали проводить ежедневные богослужения.
Место: Большой Сампсониевский просп., 41.
6) Зимний дворец.
Последний вариант дворца, активное строительство которого велось при Елизавете, закончилось в 1862 году. Архитектором был Бартоломео Растрелли, а после – Юрий Фельтен, Жан-Батист Валлен-Деламот и Антонио Ринальди. Дворец стал образцом барочной архитектуры, с её лучшими европейскими традициями. За всю историю своего существования дворец восемь раз менял свой цвет: то он был красным, то его перекрашивали в розовый и жёлтый цвета, то он становился зелёным, каким мы его знаем сейчас.
Одна из самых главных городских легенд связана со смертью Екатерины Великой, которая скончалась в своих покоях в Зимнем дворце. Поговаривали, что накануне своей кончины императрица рассказывала, что видела саму себя выходящей из зала Зимнего дворца белых одеждах, а её сын Павел Первый, узнавший о состоянии матери только на утро, всю ночь мучился тревожными видениями. После смерти императрицы фрейлины жаловались, что в коридорах дворца встречали прозрачную фигуру, напоминавшую императрицу.
Помимо этого, существует множество мифов, гласящих, что во дворце существует система тайных ходов и потайных лестниц, используя которые можно выбраться из дворца никем незамеченным.
В 1917 году, когда штурмовали дворец, возникла версия, что министр Александр Керенский покидал Зимний дворец, переодевшись в женское платье, используя тайные ходы. Однако впоследствии стало известно, что министр покинул Зимний задолго до атаки, и вовсе не в платье, а в обычном мужском костюме, используя всем известный выход.
Место: Дворцовая наб., 32.
7) Большой Екатерининский дворец.
Самый яркий памятник барочной архитектуры — Екатерининский Дворец в Царском Селе, строился по проекту Бартоломео Растрелли в 1752—1756 годах. Архитектор приложил все усилия для того, чтобы резиденция стала одним из самых впечатляющих и грандиозных построек в России, и в 1756 году состоялась торжественная презентация 325-метрового дворца перед российскими вельможами и иностранными гостями.
Одной из самых драгоценных, как в материальном, так и в художественно отношении, является Янтарная комната, которая, увы, сегодня считается утерянной. Комната стала подарком прусского короля Фридриха Вильгельма I, который преподнёс её Петру I. При царствовании Елизаветы Петровны архитектору Растрелли было предложено «исправить» кабинет. Таким образом, в отделку появилась золочёная деревянная резьба, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы.
Несмотря на то, что комната была одной из основных достопримечательностей дворца, печное отопление и сквозняки постепенно разрушали янтарный убор. Реставрацию проводили по мере сил и возможностей. Последняя должна была начаться уже в XX веке, в 1941 году. Однако война помешала благому начинанию, а чуть позже Янтарная комната исчезла во время оккупации Пушкина немецкими захватчиками и перевезена в Кенигсбергский замок, где находился музей янтаря.
В 1944 году уже немцы, небезосновательно опасавшиеся наступления Красной Армии, эвакуировали бесценное произведение искусства в неизвестном направлении. С тех пор местонахождения Янтарной комнаты неизвестно.
Версий о местонахождении Комнаты существует множество. Одни говорят, что реликвия сгорела при пожаре замка в Кёнигсберге, другие утверждают, что она хранится в тайниках на территории Польши или Германии, или что находится в руках потомков нацистов, которым удалось скрыться после краха Третьего рейха. Однако вероятнее всего, что Янтарная комната разошлась по частным коллекциям, которую уже никогда не удастся собрать воедино.
Место: Г. Пушкин, Садовая ул., 7.
8) Смольный собор.
Растрелли начинает строительство собора по приказу императрицы Елизаветы в 1748 году. Елизавета, которая уже тогда задумалась о своей благородной старости, видевшейся ей в образе тихой и спокойно жизни в монастыре в окружении ста двадцати благородных девиц, отдала для постройки храма территорию, где находился «Смольный дом» — дворец, в котором она провела свои юношеские годы.
Архитектор обогатил рельеф фасадов трёхчетвертными колоннами, которые ранее не использовали при постройке зданий в Петербурге, и поставил их попарно, собрав в пучки, и таким образом выделив основные членения и углы.
Смольный собор сторон стал для Растрелли символом нарушения европейских барочных традиций. Если в Европе было принято делать барочным только главный фасад здания, то Смольный стал нарядным, объёмным и трёхмерным строением, которое можно обозреть со всех сторон. Архитектор смог не только привнести в постройку традиции европейского зодчества, но и вспомнить русские традиции, используя их для придания собору строгости и торжественности.
Архитектор Джакомо Кваренги, автор Смольного института, когда проходил мимо собора, неизменно восклицал, снимая шляпу: «Вот это храм!».
Место: Пл. Растрелли, д. 3/1.
Фотоподборка:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Рубрики: | СТРАНЫ и КОНТИНЕНТЫ/РОССИЯ АРХИТЕКТУРА,ИНТЕРЬЕР/Другое ФОТОГРАФИИ/Фотоподборки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |