В современном мире электронного маркетинга важность качественной базы данных труд...
Рабочее зеркало казино Вавада 2024-2025 - (0)Vavada - известный онлайн ресурс и онлайн платформа для увлекательного времяпровождения...
VPS хостинг: что это, зачем нужен и как его выбрать? - (0)VPS хостинг: что это, зачем нужен и как его выбрать? Virtual Private Server (VP...
Новые горизонты ИИ: инновационные нейросети GPT-4, Midjourney и запуск ChatGPT 4.0 в Телеграм - (0)Нейросети (или искусственные нейронные сети) — это математические модели, вдохновле...
Рейтинг бюджетных электрических мясорубок: ТОП 3 лучших гаджета для кухни! - (0)Современный рынок бытовой техники богат выбором моделей разнообразных «помощников&raqu...
8 мифических существ Санкт-Петербурга! |
Говоря о мифических существах в городском убранстве, мы обычно вспоминаем сфинксов, но, на самом деле, в Петербурге есть куча других, не менее причудливых существ, украшающих дворы, площади и стены домов.
1. Грифоны у воды.
В мифах некоторых народов Древнего Востока грифонами называли фантастических чудовищ с туловищем льва, крыльями и головой орла или льва с острыми когтями и, как правило, белоснежными крыльями. Самых знаменитых грифонов поставил скульптор Соколов на Банковском мосту в 1826 году. Животные были сделаны во многом, чтобы закрыть чугунные консоли, на которые крепятся цепи, поддерживающие мост. До начала XX века грифоны авторства скульптора Геде были и на набережной возле Академии художеств, но вскоре бесследно исчезли. Их восстановили в 1950-е годы. Говорят, если положить руку в пасть одного из них и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Место: Набережная Лейтенанта Шмидта, около Академии Художеств.
2. Грифоны в стене.
Но грифоны присутствуют не только в городской скульптуре, но и в оформлении зданий, особенно тех, что выполнены в классическом стиле. Например, фигуры грифонов присутствуют в скульптурном оформлении дома 27 по Кирочной улице, построенного в 1898 году архитектором Хреновым, автором множества жилых зданий Петербурга рубежа XIX – XX веков и предпочитавшего модерну эклектику. Тот дом как раз представляет собой хороший пример эклектики с элементами ампира и классицизма. Оттуда и грифоны, которых любили ставить и лепить к месту и не очень в начале XIX века.
Место: Кирочная улица, 27.
3. Драконы на колоннах «Пале рояль».
Дом назвали в честь знаменитой парижской площади в честь огромных окон первого этажа, напоминавших здания на Пале Рояль. Построил его архитектор Иванов, создававший в Москве гостиницу «Националь». Собственно, в доме на Пушкинской тоже была гостиница, по воспоминаниям поэтессы Гиппиус, «не первоклассная, но и не так чтобы очень затрапезная. Ее почему-то возлюбили литераторы и живали там, особенно несемейные, по месяцам, а то и по годам…». По тогдашней моде (1876 год) Иванов сотворил эклектику с сильной оглядкой на классицизм. Потому там и «поселились» драконы, поддерживающие единственный эркер. За годы дом практически не изменился – только сильно обветшал. Например, из «лап» чудовищ исчезли большие фонари.
Место: Пушкинская улица, 20.
4. Драконий мост в парке Царского села.
Прямо посреди Александровского парка стоит мост с четыремя фигурами крылатых драконов, установленными на гранитных пьедесталах. Он был построен еще в 1785 году Чарльзом Камероном на волне тогдашнего увлечения китайской культурой (например, неподалеку находится Китайский театр). Сперва фигуры драконов были сделаны из гипса и были, по воспоминаниям современника, «чудовищными». Заменили их бронзовыми копиями только в середине XIX века. Их делали на заводе Морана по модели скульптора Шварца.
Место: Александровский парк, Царское село.
5. Нетопыри в здании на перекрестке Садовой и Вознесенского.
В начале XX века власти решили построить так называемый «Дом городских учреждений» на перекрестке Садовой улицы и Вознесенского проспекта – что-то вроде нынешнего МФЦ или Центра документов, только поменьше и попроще. Строительством занимался архитектор Лишневский. Получилась цветастая эклектика с оглядкой на готику. Но дом получился очень вместительным. К началу Первой мировой войны там располагались Центральное отделение и управление городского ломбарда, Статистическое отделение Городской управы с архивом и книжным складом, Городская комиссия по благотворительности, шесть камер мировых судей, Больничная комиссия. Комиссия по народному образованию, женское четырехклассное училище, два двуклассных начальных училища (то есть ПТУ), Торговая депутация, Городское по воинской повинности присутствие (то есть военкомат), Комиссия по водоснабжению столицы (то есть горводоканал), Городская типография, Городской музей и еще два десятка магазинов и несколько служебных квартир. Здание было украшено совами и скульптурами с многозначительными названиями «Свобода» и «Труд». Все они были утеряны (удалось восстановить только сов), зато сохранились фигурки вампиров аккурат под самой крышей – своеобразное эхо Средневековья в серой петербургской архитектуре.
Место: Садовая улица, 55-57; Вознесенский проспект, 40-42.
6. Демон на Лахтинской улице.
Лишневский, что построил дом на Садовой, вообще любил украшать свои здания всякими чудищами. Самое знаменитое – наверху стены дома на Лахтинской улице. Здание оформлено куда проще, чем Дом городских учреждений – на том Лишневский понаставил чудищ буквально на каждом шагу. Но тут хватает одного, да какого! Улыбчивый демон смотрит на горожан, широко раскинув свои крылья. А так – обычный доходный дом начала XX века: то ли северный модерн, то ли перезревшая готика.
Место: Лахтинская улица, 24.
7. Китайские львы Ши-Цза на Петровской набережной.
Редкий случай привозного памятника в Петербурге. Мифические львы-лягушки были в 1907 году привезены из Приамурья. Генерал-губернатор того региона Гродеков доставил их в Петербург за свой счет. Ему же львов подарила администрация манчьжурского города Гирин, где скульптуры находились в начале века и предназначались изначально для местного храма. Этих львов иногда причисляют к сфинксам, но это довольно условное сравнение: там были львы с человеческим лицом, а тут лев, скрещенный с лягушкой.
Место: Петровская набережная, у Домика Петра первого.
8. «Метафизические сфинксы» напротив «Крестов».
Из всех петербургских чудищ с лапами льва и лицом человека эти, созданные Михаилом Шемякиным – самые страшные. Та их часть, которая обращена в сторону главного петербургского СИЗО, страшно изуродована в знак памяти обо всех, кто стал жертвой репрессий 1930 – 1940-х годов. И две части одного лица – как две России, которые не знали о существовании друг друга.
Место: Набережная Робеспьера, напротив СИЗО «Кресты».
Рубрики: | АРТ/Скульптуры СТРАНЫ и КОНТИНЕНТЫ/РОССИЯ АРХИТЕКТУРА,ИНТЕРЬЕР/Другое |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |