В современном мире электронного маркетинга важность качественной базы данных труд...
Рабочее зеркало казино Вавада 2024-2025 - (0)Vavada - известный онлайн ресурс и онлайн платформа для увлекательного времяпровождения...
VPS хостинг: что это, зачем нужен и как его выбрать? - (0)VPS хостинг: что это, зачем нужен и как его выбрать? Virtual Private Server (VP...
Новые горизонты ИИ: инновационные нейросети GPT-4, Midjourney и запуск ChatGPT 4.0 в Телеграм - (0)Нейросети (или искусственные нейронные сети) — это математические модели, вдохновле...
Рейтинг бюджетных электрических мясорубок: ТОП 3 лучших гаджета для кухни! - (0)Современный рынок бытовой техники богат выбором моделей разнообразных «помощников&raqu...
Соловки. Святилище Большого Заяцкого острова |
Группа собралась очень оперативно, ибо подошла единым косяком.
Народ был серьезно увлеченный исследованиями всяческих необъясненных фактов из питерского клуба Атон, то есть подготовленный, и это была для них не столько экскурсия, сколько экспедиция.
Нас облачили в гидрокостюмы, спасжилеты, погрузили в скоростную лодку (такие используют коммандос в боевиках), и мы понеслись по Белому морю, вцепившись в леера.
Как те же коммандос, высаживались на Большом Заяцком не на пристани у Андреевского скита, а на обычный, ничем не примечательный берег.
Но, как вскоре оказалось, точка выброски оказалась не случайной, как и весь маршрут по острову.
То, что весь Большой Заяцкий остров является древним святилищем, сейчас ни у кого из специалистов не вызывает сомнения. Основанием для такого вывода стало то, что на острове не обнаружено следов поселений, но имеют место быть многочисленные сооружения явно культового назначения.
Кроме того, обнаруженные здесь захоронения в виде каменных куч, позволяют сделать предположение, что обряды, которые здесь совершались, связаны с Миром мертвых. Только не в смысле банального кладбища, хранилища тел усопших. Мир мертвых в представлении первобытного человека во многом похож на привычный Мир живых, только населяют его души, лишенные телесной оболочки.
Вообще, если посмотреть на большинство известных и современных, и канувших в небытие религий, то обнаруживается много сходного в их отношении к Миру мертвых. Например, места захоронений всегда отделены от поселения, еще лучше, если за водной преградой.
То же самое имеет место и здесь: остров, нет поселений, есть водная преграда.
Если и дальше следовать аналогиям, то у каждого святилища, храма, должен быть вход, с которого и начинается любой обряд.
И вот именно у входа в святилище, похоже, мы и высадились на берег.
Аргументы «за» эту версию вполне убедительны: мыс, расположенный у подножья «горы» Сопка –самая близкая точка к Большому Соловецкому острову, а для первобытных посетителей святилища, которые добирались сюда на утлых лодках, каждый километр имел значение, да и не нужна им была удобная гавань, которая есть в том месте, где сейчас стоит Андреевский скит, ведь лодку можно легко вытащить на берег в любом месте.
Есть и более конкретные указания, что вход в святилище был здесь. На береговом склоне симметрично расположены несколько валунных куч и крупных валунов, образующих что-то вроде коридора. Возможно, во время функционирования святилища на них зажигали костры, факелы…
Далее.
Рядом с местом проведения обрядов как правило проживал служитель культа, будь то приходской священник или языческий шаман. Он встречает прибывших в храм-святилище, выслушивает и определяет вид обряда, требуемый для решения проблемы, которая привела сюда посетителя.
Вполне возможно, что ромбовидная каменная кладка неподалеку от вершины горы, на склоне по пути от места высадки и было местом жительства неолитического шамана.
Интересный факт.
Во второй половине ХХ века, после того, как английский астроном Дж. Хокинс установил, что камни Стоунхеджа расположены совсем не случайным образом, началась повальная переоценка всех известных первобытных мегалитических сооружений и поиска их скрытых смыслов и символов. Теперь проверка и фиксация параметров пространственной ориентации исследуемых объектов является стандартной процедурой.
Так вот, одна из диагоналей жилища шамана на Большом Заяцком острове (исследователи Соловецкой археологической экспедиции назвали этот объект более осторожно: дольмен №2) указывает на точку высадки, коридор между сигнальных куч и… точно на Соловецкий кремль. Многие исследователи рассматривают этот факт как свидетельство того, что на месте Соловецкого кремля в древности находилось другое святилище, возможно – главное
За жилищем шамана, на вершине горы, находится ближайшее скопление могильных куч. Таких скоплений на острове много. Интересно, по какому принципу определяли кого где хоронить? По племенному, половому? А может, по социальному статусу?
Движемся дальше вдоль хребта от одной группы могильных куч к другой. Между группами тоже есть валунные выкладки, но это уже не могильники. И назначение их не ясно. Возможно они являются символическим отображением системы верований первобытного человека.
Кстати, а многие ли из нас знают и могут правильно объяснить суть символов православной веры, церковной утвари, систему устройства православного храма? Да что говорить о нас, прошедших горнило воинствующего атеизма, если даже литературные классики путали кадило с паникадилом (не будем указывать пальцем, но это был И.С.Тургенев).
А мы продолжаем движение на запад уже по седловине между горами Сопка и Сигнальная. Здесь сооружений практически нет, а появляются они только ближе к вершине горы Сигнальная: это опять могильные кучи, каменные гряды, дольмен №1
и…., наконец, на юго-западном склоне горы - лабиринты.
То есть получается, что знаменитые лабиринты, которые уже столько лет не дают покоя исследователям, находятся где-то на задворках святилища? Но давайте вспомним устройство православного храма: алтарь, его святая святых, находится в противоположной от входа части, а доступ к нему непосвященных запрещен. …А в некоторых религиях даже служители культа могут входить в алтарную часть храма раз в год.
Ибо алтарь в целом означает область бытия Божия.
Понятно, что не стоит проводить прямых аналогий между современными религиозными культами и предшествующими им первобытными системами верований. Но! У большинства религий можно выделить много общего в типах поведения, культовых действий. Может быть, современные способы организации обрядов опираются на опыт первобытных шаманов?
Как бы то ни было, совокупность археологических, исторических и этнографических данных позволяют предположить, что лабиринты были одним из важнейших атрибутов в системе духовного мира человека эпохи неолита. Но какова роль этого атрибута?
Давайте вспомним, какую функцию выполняет служитель любого культа? Упрощая, можно сказать, что он является посредником между миром живых и потусторонним миром. Как они осуществляют эту посредническую функцию? Например, шаманы для этого входят в Измененное Состояние Сознания (ИСС) или транс. Как достичь ИСС? Тоже известно: бубен, ритмичный танец, может быть еще грибочки.
Кстати, о танце. Самой древней формой танца специалисты считают хоровод и его производные: березки, ручейки разные… Не напоминает ли такая форма танца рисунок лабиринта? А что испытывают танцующие? Радость, эйфорию, иными словами Измененное Состояние Сознания…
И как бы напрашивается вывод: а не является ли лабиринт инструментом, позволяющим первобытному шаману установить контакт с потусторонними силами? Кстати, в эту концепцию неплохо вписываются гипотезы о том, что лабиринт является дверью (порталом) в другие миры, что он предназначен для транспортировки душ умерших…
Мне кажется, выглядит достаточно логично. Тем не менее, это все же только версия, основанная на совокупности известных на текущий момент фактов и доступных методов исследования. Поэтому считается, что на сегодняшний день археологи сделали всё, что могли в вопросе исследования лабиринтов. Вполне возможно, что в будущем появятся новые методы исследования, которые позволят иначе взглянуть на лабиринты и другие мегалитические сооружения Большого Заяцкого острова (на заяцких лабиринтах проводили исследования экспедиции Военно-медицинской академии и НИИ Физической культуры по поиску неизвестных геофизических полей и их воздействию на человека).
Источник и полная версия - статья Заяцкие лабиринты - вторая попытка
Рубрики: | МЕСТА рукотворные/СВЯТИЛИЩА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |